В монтажно-испытательном корпусе 31-й площадки космодрома Байконур прошла успешная общая сборка ракеты "Союз-2.1б" с гидрометеорологическим спутником "Арктика-М" № 2, осуществленная специалистами предприятий госкорпорации "Роскосмос". Государственная комиссия разрешила вывоз и установку ракеты на стартовом комплексе 31-й площадки 13 декабря.
Планируется, что запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и космическим аппаратом "Арктика-М" № 2 состоится 16 декабря в 12:17:48 по московскому времени. Ракета-носитель "Союз-2.1б" изготовлена на ракетно-космическом центре "Прогресс", а разгонный блок "Фрегат" и спутник "Арктика-М" № 2 произведены научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина, входящем в состав Роскосмоса.
Космический аппарат "Арктика-М" № 2 предназначен для контроля гидрометеорологической обстановки в арктическом регионе и прилегающих территориях, а также гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве. Он будет использоваться для ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ, а также получения информации с автоматических измерительных платформ сбора данных Росгидромета, включая те, что расположены в арктическом регионе.
Спутник "Арктика-М" № 2 станет вторым в составе гидрометеорологической космической системы "Арктика-М". Первый спутник был выведен на орбиту в феврале 2021 года и после успешных испытаний в сентябре того же года включен в эксплуатацию. Новый спутник обеспечит непрерывное освещение северной территории России и арктического региона, так как он будет сменять первый спутник на орбите.
В мае 2023 года госкорпорация "Роскосмос" и НПО Лавочкина заключили государственный контракт на модернизацию космической системы "Арктика-М" с целью увеличения ее орбитальной группировки до четырех спутников. Планируется создание и запуск спутников "Арктика-М" № 3, № 4, № 5 и № 6 до 2031 года. Это позволит существенно сократить периодичность съемки полярной области, осуществлять наблюдения с разных ракурсов, улучшать прогнозы погоды, обнаруживать и мониторить опасные природные явления и ситуации, а также получать более точную информацию о состоянии снежного и ледового покрова в арктическом регионе.