В институте рассказали, что в октябре состоялась рабочая встреча между руководством института и представителями таких компаний, как S7 AirSpace Corporation, ООО «Технологии и моторы» (часть ЗАО «Группа компаний С7») и АО «БЭМЗ» (Бердский электромеханический завод). На этой встрече обсуждали перспективы использования плазменных и лазерных технологий, разработанных в ИТПМ СО РАН, для ремонта и технического обслуживания авиационных деталей на заводе в Бердске.
«Институт является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления „Термоплазма 50“, реализованной на базе оригинальных электродуговых плазмотронов серии ПНК», — приводятся в сообщении слова старшего научного сотрудника ИТПМ СО РАН Игоря Гуляева.
Учёный пояснил, что атмосферное плазменное напыление применяется для создания износостойких, коррозионностойких, термозащитных, электроизоляционных и других защитных покрытий в процессе создания и восстановления авиационных газотурбинных двигателей. Самой сложной задачей является нанесение многослойных термозащитных покрытий (жаропрочного металлического слоя и керамической термобарьерной оболочки) на турбинные лопатки и камеры сгорания, что продлевает их срок службы в условиях высоких температур.
В ИТПМ СО РАН также разработан метод прочной лазерной сварки титановых, алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов, в том числе и разнородных материалов. Заведующий лабораторией Александр Маликов сообщил о разработке методики восстановления кромки лопатки газотурбинного двигателя с помощью лазерной наплавки металлических и металлокерамических слоёв, что позволяет сохранить аэродинамическую форму детали.
Он также отметил, что другое перспективное направление — лазерно-плазменная очистка лопаток двигателей от оксидных загрязнений после литья, выполняемая импульсно-периодическим лазером СО2, который не деформирует металл и сохраняет первоначальный вес лопатки.